Экзамен сдан

Публичное выступление – это динамичный процесс, совокупность и взаимодействие в нем ряда элементов.

Во-первых, публичное выступление является субъективно-субъектными отношениями,предполагающими двустороннюю активность участников процесса – пропагандистов и собеседников. Во-вторых, обязательный компонент публичного выступления – обратная связь, т. е. информация о характере и степени воздействия речи выступающего на аудиторию. Важнейшей особенностью процесса общения является то, что он совершается объективно, независимо от того, как осознается его участниками. Иными словами, в каждом случае успех или неуспех публичного выступления зависит от качества и состояния любого из его элементов, а также взаимоотношений между ними.

Контакт с аудиторией – наиболее важная сторона ораторского мастерства. Как бы хорошо ни было подготовлено выступление, тщательно подобраны аргументы, общение с разнообразной по составу, нередко эмоционально заряженной аудиторией очень сложно. Завоевать внимание аудитории можно, только уловив ее настроение и выбрав наиболее подходящую позицию партнера по общению. Ососредоточенности внимания свидетельствует тишина в зале, когда люди следят за каждым словом, жестом, мимикой говорящего.

Среди методов восстановления или усиления внимания собеседников главным являются голосовые приемы. Чтобы активизировать внимание при его незначительном снижении, обычно достаточно усилить громкость или повысить тон голоса. Иногда используется обратный прием – понижение громкости голоса вплоть до шепота. Восстановить внимание можно также изменением темпа речи, особенно ее замедлением.

Рассчитанная и умело выдержанная пауза помогает сосредоточить внимание собеседников на нужном моменте выступления. Восстанавливает внимание эмоциональный жест или движениевыступающего по направлению к аудитории. Поэтому жест или нестандартное поведение акцентирует внимание именно на этом движении и в результате этого речь становится более эмоционально заряженной.

В зависимости от характера выступления желательно время от времени повторять обращение («Товарищи!», «Друзья!» и т. д.). Различного рода вопросы активизируют восприятие собеседников, побуждают аудиторию думать вместе с тем, кто выступает. Освежает внимание и обращение пропагандиста к личному опыту, яркому впечатлению прошлого.

Особенно сильно активизирует аудиторию переход к реальному диалогу. («Можетбыть, коеуко-го возникает вопрос: а не круто ли мы заворачиваем? Как вы считаете, товарищи?» – «Правильно!», «Так и нужно!»)

Еще один оригинальный метод непосредственного диалога с публикой: «Когда мы приехали в Рейкьявик, где произошла драматическая встреча... – интересно, кто из присутствующих был там. (Поднялся лес рук). Хорошо...». Ясно, что выступающий обращается к слушателям и побуждает их к действию, это очень эффективно и при таком воздействии аудитория не теряет внимания.

И в конце, когда оратор заявляет, что подошел к финалу, а никак не может остановиться, это неизбежно вызывает ироническое отношение, а то и нетерпеливые хлопки. Поэтому финал выступления желательно подготовить столь же тщательно, как и вступительную часть.

Поделись материалом