Экзамен сдан

Прежде всего следует определиться с таким понятием, как «речь». Существует как минимум три определения данного понятия. Речь как деятельность, процесс; речь как продукт или текст (написанный, устный). И третье значение – это ораторский жанр.

И термин «культура речи» может быть применен ко всем трем понятиям. В первом случае под культурой речи понимаются свободное владение произношением, грамотность, развитие речевого дыхания и голоса, богатая лексикой основа речи. Во втором случае это понятие связано с выбором средств языка – фонетических, лексических, грамматических в определенном контексте. Здесь следует говорить о культуре «языкового выбора» (Винокур Г. О. Культура языка. М., 1930). И все это отношение уровня владения языком к нормам, существующим именно в данном языке.

Под третьим понятием заложена культура речи как ораторское искусство, т. е. владение законами жанра. Можно отметить, что в это понятие вмещаются предыдущие два, так как настоящий оратор – это не только человек, который умеет держать себя перед большим скоплением людей, но человек, который на высоком уровне владеет нормами и правилами данного языка.

Для простых людей культура речи – это прежде всего явная грамотность, т. е. человек не делает речевых ошибок, говорит свободно и понятно, четко выражает свои мысли и не испытывает затруднений в передаче информации. Филологи же не относятся так строго к понятию «грамотность», ведь язык – структура подвижная, и нормы постоянно изменяются. Например, в настоящий момент не будет ошибкой сказать мое кофе. Хотя совсем недавно это считалось недопустимым для образованного человека. Но и сейчас по речи судят о культурном уровне личности и всего общества, так как культурная речь – это не только правильное произношение, но и отражение всех граней познания человека.

В XX в. чрезвычайно разрослись структуры массовой информации. Их роль в жизни общества столь велика, что на них сейчас во многом лежит ответственность за культурный уровень населения.

Эстетический аспект культуры речи не менее важен, чем нормативный. Зачастую нарушение каких-то эстетических норм вызывает большее негодование окружающих, чем неграмотность.

Если общечеловеческую культуру подразделить на физическую, материальную и духовную, то последняя почти вся покрывается речью в ее различных формах, знаковых системах. Составляющие внутреннего мира человека полностью или частично реализуются в речи: это интеллект как речевое, логическое мышление, мир эмоций, интуиция, воображение, нравственность и, наконец, вера – все это богатство и разнообразие связано с внешней и внутренней речью, ее культурой.

Как лингвистическая наука теория и практика культуры речи оформилась в XX веке. В это время эта наука приобрела теоретическую основу, способствовала стабилизации литературного языка. На основе теории культуры речи были созданы десятки типов словарей.

Следует отметить, что языковой материал всегда занимал доминирующее положение в речи. Точный выбор слов, построение фразы, разнообразие языка характерны как для ораторской речи, так и для научных трудов. Во все времена главным показателем уровня образования и культуры была правильная речь.

Поделись материалом