Экзамен сдан

Основными формами использования специальных знаний в уголовном процессе действующий закон называет судебную экс­пертизу и участие специалиста.

Вместе с тем, законодатель не оп­ределяет понятие специальных знаний, не четко определяет кри­терии их использования, а также критерии, позволяющие отгра­ничить специальные знания и обыденные в конкретной ситуации.

С философской и лингвистической точек зрения термины «знание» и «познание» не являются синонимами. В лингвистике термином «знание» обозначают совокупность закрепленных в сознании и мышлении фактов действительности, относящихся к той или иной ее области, так и закрепленных в чьем-либо созна­нии и мышлении тех или иных фактов действительности. «Позна­ние» же есть «приобретение знания о закономерностях объектив­ного мира»3. С философской точки зрения «знание» есть «продукт общественной и духовной деятельности людей; идеальное выра­жение в знаковой форме объективных свойств и связей мира», а «познание» - это «процесс творческой деятельности людей, фор­мирующий их»4.

Подытожив все вышесказанное, можно сделать вывод, что при юридическом толковании формулы «специальные знания» должны учитываться:

а) содержание, которое заключается в том, что специальные знания всегда научные, профессиональные знания, получаемые спе­циальным обучением, а поэтому, не относящиеся к общеизвестным;

б) к специальным знаниям в процессуальном смысле не от­носятся те, которые могут быть использованы судом (хотя факти­чески они и могут являться «специальными»);

в) специальные знания, как специальная категория, предпо­лагают их использование для юридических целей в определенной процессуальной форме. Фактическое использование специальных знаний вне процессуальных правил не имеет юридической силы. (Это не означает, что привлечение сведущих лиц без определен­ного процессуального статуса не может иметь никаких юридиче­ских последствий);

г) специальные знания - это всегда научные знания неправо­вого характера, сопровождаемые признанными прикладными ме­тодиками, которые используются для достижения цели;

д) поскольку сами методики требуют государственного ут­верждения, а специальные знания есть ни что иное, как соответст­вие их определенному государственному стандарту, для подтвер­ждения своих знаний сведущее лицо должно представить соответ­ствующий документ (например, диплом установленного образца).

 

Классификация процессуальных форм использования специ­альных знаний может быть проведена по различным основаниям. Например, по характеру их использования, по которому их можно подразделить на используемые в рамках следственных действий -привлечение к производству по делу экспертов, специалистов, педагогов, переводчиков, допросе «сведущих свидетелей»; иных процессуальных действий - привлечение к производству по делу ревизоров; использование специальных знаний иных сведущих лиц, не имеющих определенного процессуального статуса (спра­вочная деятельность, консультации и др.).

 

Можно выделить следующие формы использования специальных знаний:

-     судебная экспертиза (это специальное исследование, на­значаемое следователем и судом, проводимое сведущим лицом (экспертом), в определенной процессуальной форме, основанное на специальных (профессиональных) знаниях, с применением осо­бых методик, с целью получения нового знания об объекте, имеющего значение для дела, которое оформляется в виде заклю­чения эксперта, являющегося самостоятельным видом судебного доказательства);

-     несудебная экспертиза (признаки: это исследование(необходимо провести опытное действие); этот опыт проводится с использование специальных знаний; это исследование с производством опыта и использованием специального знания завершается составление заключения);

-            справочная деятельность;

-          мнение «сведу­щих лиц» в форме консультаций;

-           участие специалиста в следственных действиях;

                     -              деятельность педагога и переводчика,

-           допрос эксперта;

-           ревизия.

Поделись материалом