Экзамен сдан

Вольноотпущенники – категория населения, приобретающие свободу не в силу рождения, а отпущенные на свободу из рабства.

Римское частное право предусматривало различные процедуры освобождения раба:

1. Путём фиктивного судебного процесса. 

В древнейшее время освобождение данным способом происходило по воле господина путём введения в процесс фигуры частного заступника.

В судебном процессе господин заявлял: "Этот раб мой", а заступник говорил: "Заявляю, что он свободен". На основании этого претор объявлял о свободе лица.

Позднее освобождение происходило путём привлечения публичных органов власти – ликтор (помощник магистрата, носящий перед ним знаки власти) производил ритуальный удар жезлом со словами:

"Объявляю тебя свободным по обычаю квиритов".

2. По завещанию. 

Данный способ также мог был реализован только по желанию господина и объявление раба свободным в завещании происходило публично, в народном собрании, поскольку первоначально именно в такой форме составлялось завещание.

3. Выкуп раба за его деньги. 

Раб мог договориться с третьим лицом о его выкупе на деньги раба с последующим освобождением.

4.Занесение цензором раба в список граждан с согласия господина.

Данные процедуры освобождения раба носили публичный характер, что говорило о высокой социальной значимости предоставления свободы лицу – раб приобретал правоспособность, становясь субъектом права. Были и другие, неформальные способы отпущения раба на волю:

5. Объявление в кругу друзей; 

6. Объявление в письме к рабу. 

7. Усаживание раба за стол рядом с господином.

8. Получал свободу раб, выдавший дезертировавшего солдата.

Постепенно, когда отпуск рабов на волю приобрёл массовый характер и численность рабов существенно сократилась, были введены законодательные ограничения данного процесса: ограничения на отпуск рабов определённого возраста, лимит по количеству и т.д.

Приобретшие свободу рабы приобретали статус вольноотпущенника и имели латинское гражданство, однако, римское право предусматривало ряд средств для приобретения и римского гражданства.

Объём правоспособности вольноотпущенников был следующим. Они не имели публичных прав и были существенно ограничены в частных правах. В частности, эти ограничения проявлялись в степени зависимости вольноотпущенника от семьи бывшего господина: бывший раб должен был в "благодарность" предоставлять различного рода услуги господину – оказывать помощь в публичных и частных делах, выполнять работу, обеспечивать содержание господина при необходимости, материально помогать матери господина. Господин имел право домашнего суда над рабом. Бывший раб не имел права подавать иски против господина под угрозой обратного обращения в рабство. Данные обязанности юридически закреплялись в специальном клятвенном обещании вольноотпущенника, совершавшегося публично в форме стипуляции. При этом патрон был обязан помогать клиенту в нужде. Таким образом, между вольноотпущенником и его бывшим господином складывались отношения патроната –господин как бы брал раба на поруки, обеспечивая возможность его участия в жизни общества. Нередко такая ситуация приводила к многочисленным злоупотреблениям среди рабовладельцев, которые принуждали рабов давать клятвенное обещание несения обременительных обязанностей в обмен на отпущение на волю, что вынудило законодателя обусловить право патрона на услуги от вольноотпущенника только в "нормальном случае".

Наиболее существенным было ограничение наследственной правоспособности – наследство либерта, умершего без завещания, переходило патрону.

Патрон утрачивал свои права, если:

- Он отказывал вольноотпущеннику в алиментах;

- Возбудил против него судебное обвинение, грозившее смертной казнью;

- Пытался на возмездных началах передать другому лицу своё право на услуги.

В период империи вольноотпущенники могли получить полную политическую правоспособность по специальному постановлению императора, одновременно получая и правоспособность в сфере частного права (это называлось "право кольца", поскольку император награждал вольноотпущенника золотым перстнем).

Поделись материалом