Экзамен сдан

Кодификация РЧП – это процесс систематизации основных источников РЧП в период империи.

До поры до времени существовала фикция единства законодательства. Каждый из императоров двух империй – Восточной и Западной – издавали законы от своего имени.

С Феодосия II законы, изданный в одной половине империи должны иметь силу для другой половины, только если их подтвердит император другой половины. Кроме императорских конституций со временем силу закона приобрели и постановления префектов. Таким образом, уже в конце республики ощущалась потребность в систематизации норм РЧП. Впервые этот замысел пытался осуществить Цезарь, но он остался не реализованным.

Причины кодификации:

1. Политические – в период домината усилился процесс разложения Римской империи, её распада на Западную и Восточную, в силу чего кодификация была призвана централизовать власть путём создания единого источника римского права.

2. Правовые – скопление множества законодательных актов, в том числе и цивильного права, которые содержали отжившие правовые институты.

3. Ослабевала классическая римская юриспруденция. Юристы в период поздней империи занимались не правотворчеством, а лишь комментариями трудов классических юристов. Кроме того, юристы-практики видели свою задачу в том, чтобы защитить интересы клиента путём искусно подобранных цитат из источников, что повлекло за собой ослабление юридического творчества, юридической техники. Конституции императоров, составлявшиеся императорскими чиновниками, отличались многословием, пышностью фраз, неточностью изложения и пробелами. Поэтому потребность в упорядочении многочисленных правовых норм становилась всё более актуальной.

Основной целью кодификации была "очистка" римского права от архаичных юридических конструкций и приведение всех норм РЧП к единому знаменателю.

Изначально кодификация носила частный характер, т.е. проводилась не на официальном уровне, а частными лицами, главным образом, юристами. Постепенно были созданы: Кодекс Григориана (295 г.н.э.), Кодекс Гермогениана (сер. IV в. н.э.). Однако, эти кодексы были невелики по объёму и кроме того представляли собой лишь техническую систематизацию императорских конституций, независимо от их юридической силы. Более значительной была кодификация Феодосия, воплотившаяся в Кодексе Феодосия (439г.н.э.). Значимость этой кодификации заключалась в том, что была создана специальная комиссия, имевшая право видоизменять конституции, тем самым проверяя их юридическую пригодность, а также это была первая официальная (государственная) кодификация. Однако, и этот кодекс не решил всех проблем, поскольку в нём были систематизированы только императорские конституции, изданные после кодекса Гермогениана.

Наиболее глобальной была кодификация, проводимая уже после падения Западной римской империи византийским императором Юстинианом и воплощённая в Кодексе Юстиниана, который в средние века получил название – Свод цивильного (гражданского) права. Кодекс Юстиниана состоял из следующих частей:

- Институции – элементарные учебники римского права.

- Дигесты (Пандекты) – сборник сочинений римских юристов;

- Кодекс – собрание императорских конституций;

- Новеллы – собрание новейших императорских конституций (Конституций Юстиниана).

Кодекс Юстиниана содержал в себе не только нормы частного, но и нормы публичного права, а также то, что ныне называется общей теорией права. Так, в ряде текстов даётся понятие права, определение науки права, правосудия, говорится о разделении права на публичное и частное, на цивильное и право народов. Кодификация Юстиниана носила не только технический характер–юристы не ограничивались лишь извлечением цитат из сочинений юристов, но сокращали текст, устраняя устаревшие места. Так, были упразднены уже не применявшаяся классификация вещей на манципируемые и неманицпируемые, а также упоминания об обряде манципации.

Юстиниан смотрел на Дигесты как на законодательный сборник, официальный акт, в силу чего запретил юристам писать комментарии к ним. Институции, имея целью обучение начинающих юристов, тем не менее получили официальный характер. Состояли Институции из 4 книг, 3 разделов (лица, вещи, иски). Новеллы, включавшие 168 конституций Юстиниана дошли до нас на греческом языке и относятся, главным образом, к публичному и церковному праву, хотя есть и нормы частного права (о браке и наследовании).

Поделись материалом