Экзамен сдан

Структурно РЧП состояло из 5 основных систем:

- Цивильное право;

- Преторское право;

- Право народов;

- Естественное право;

- Право справедливости.

Данные системы, с одной стороны, отражали структурное построение РЧП, а с другой стороны, эволюцию РЧП как динамичной и исторически развивающейся системы права.

Исторически первой возникла система цивильного права. Цивильное право возникло как древнеримское право, система правовых норм, регулирующая отношения только между квиритами. Таким образом, из сферы правового регулирования цивильного права исключались иные социальные категории – перегрины, латины и др. В силу этого, цивильное право носило строго национальный характер, и кроме того, обладало таким недостатком, как формальность, обрядность и строгость правовых предписаний. Так, порождением цивильного права были обряд манципации, стипуляция и иные обряды, представлявшие собой способ совершения гражданско-правовых сделок.

Со временем в связи с ведением обширных завоеваний, социальная стратификация общества стала всё более сложной, однако, новые социальные категории, как было указано, не могли быть участниками отношений, регулируемых цивильным правом. Кроме того, рабовладение становилось прочной основой экономической жизни римского общества, крупная земельная собственность была сосредоточена у рабовладельцев.

При всех этих объективных условиях обнаруживалась неспособность цивильного права обеспечить регулирование новых экономических и социальных отношений в силу его формальности, строгости и узко национального характера. Поэтому параллельно с цивильным правом стала формироваться вторая система римского права – преторское право. Действие преторского права распространялось уже и на иные социальные категории, которые могли совершать сделки с квиритами, пользуясь нормами преторского права. Преторское право было порождением деятельности преторов (магистратов), которые, не имея возможности изменять предписания цивильного права, в процессе правоприменения путём преторских эдиктов перерабатывали нормы цивильного права, приспосабливая их к новым экономическим и социальным отношениям. При этом особо хотелось бы обратить внимание нато, что нормы цивильного права были неприкосновенны ни для претора, ни для кого-либо ещё, поэтому преторское право представляло собой лишь толкование, своеобразный комментарий цивильного права, не изменяя его предписаний.

Дальнейшее усложнение структуры экономических и социальных отношений, развитие торговли, в том числе международной, обнаружило несостоятельность цивильного права, нормы которого были скорее лишь данью традиции, чем живым позитивным правом. Кроме того, постепенно развитие римского государства пришло к необходимости признания частных прав за неримлянами, поскольку обратная ситуация привела к существенному торможению торгового оборота, что отразилось бы на экономике. Эти причины привели к формированию третьей системы римского права – права народов. Право народов регулировало отношения между всеми народами Рима и состояло, прежде всего, из национальных норм народов, входивших в состав Римского государства, и с другой стороны, из переработанных норм цивильного и преторского права. Таким образом, право народов являлось универсальным правом, которое было способно регламентировать отношения между всеми социальными слоями. Право народов искоренило основной недостаток предыдущих систем РЧП – формализм и обрядность и именно праву народов мы обязаны теми юридическими конструкциями, которыми юристы оперируют до сих пор.

Объективный процесс постепенного наделения частными и публичными правами не римлян был юридически окончательно оформлен в 212 г. н.э., когда эдиктом Каракаллы все социальные слои (за исключением, разумеется, рабов) были уравнены в правах, поскольку всем лицам было предоставлено римское гражданство. В силу того, что была упразднена строгая социальная стратификация, отпала и необходимость в специальных нормах права, регулирующих отношения между отдельными социальными слоями. Поэтому постепенно произошёл процесс слияния цивильного права и права народов, что привело к унификации римского права. Нормы цивильного права сохранили свою силу только в сфере наследственных и семейных отношений (кстати, формализм совершения сделок в этой сфере отношений сохранился и в современном праве).

Следующая система римского права – право справедливости. Данная система права являлась дополнением к преторскому праву и праву народов, и применялась, главным образом, в деятельности судебных магистратов. В основе права справедливости лежал принцип справедливости, а именно - в случае отсутствия конкретных правовых норм на практике юридические казусы решались, основываясь на принципе справедливости. Порождением права справедливости являлся сохранившийся до нынешних времён принцип (презумпция) доброй совести при совершении сделок – согласно праву справедливости, сторона, совершившая сделку, считается добросовестной, пока не доказано обратное.

Последняя система права – естественное право. Эта система права также являлась дополнением цивильного права, преторского права и права народов. Римские юристы полагали, что в основе права лежит добрая природа человека, а само право покоится на нравственном сознании и естественном законе, предопределённом самой природой, её гармонией и чистотой.

Поделись материалом