Экзамен сдан

  Гедонизм возник в IV веке до н.э. в Древней Греции, его представителями были Аристипп и Гегесий. Гедонисты счита­ли, что основа человеческой жизнедеятельности — наслажде­ния, удовольствия.

Страдание воспринималось как очевидное зло, которое необходимо избегать. Высшее наслаждение чело­век может получить в ходе научного познания окружающего мира.
  В эпоху средних веков западноевропейская мысль, имевшая по преимуществу религиозный характер, относилась к гедо­низму отрицательно из-за его ярко выраженного натурализма, то есть гедонисты видели истоки нравственности в природе, а не в божественной воле. В эпоху Возрождения и Нового време­ни принципы гедонизма вновь становятся популярными, но он начинается трактоваться, в первую очередь, как удовлетворе­ние чувственных влечений

В оппозиции гедонизму находится аскетизм, цель которо­го — подавление чувственных влечений. Те или иные формы аскетизма характерны для религиозных учений, воспринима­ющих чувственную жизнь как греховную.

Эвдемонизм — этическое направление, согласно которому смысл человеческой жизни состоит в естественном стремлении к счастью. Однако счастье не есть чувственное удовольствие. Счастье было объявлено целью всех стремлений. Но счастье отдельного человека не должно зависеть от изменчивого внеш­него мира.
   Эвдемонический принцип присутствует в этике Юма, осо­бенно большое значение он приобретает у Вольтера, Дидро, Руссо и Гельвеция.

Ригоризм означает подчинение воли нравственному закону. В ригористических учениях нравственность призвана обузды­вать естественное стремление к счастью: «человек живет не для радости, а для совести». Мыслители-ригористы утвержда­ли, что истинная нравственность никоим образом не связана с благополучием человека, с его эгоистическими интересами. Наоборот, она противостоит им, поэтому, как правило, праведный человек испытывает в жизни определенные пробле­мы — прежде всего, материальные. Этика ригоризма — это, в первую очередь, этика долга. В античной философии к этому направлению можно отнести киническую и стоическую шко­лы. В Новое время учение Канта выделяется своим ярко вы­раженным ригоризмом.

   В основе утилитаризма лежит частный интерес, и главной нравственной ценностью считается польза. Утилитаризм про­пагандировали древнегреческие софисты, видя в пользе осно­вание и конечную цель нравственных поступков. В Новое вре­мя возникло стремление связывать нравственность с реальны­ми интересами людей. Однако существует противоречие между частным интересом и интересом общим. Чтобы решить данное противоречие, была разработана теория разумного эгоизма, суть ее состояла в следующем: если человек в своих поступках руководствуется только собственными интересами, то следует учить его не отказу от эгоизма, а тому, чтобы он понимал свои интересы разумно, соотносил с общественной пользой. В этом случае интересы отдельных личностей не будут приходить в столкновение с интересами окружающих, а наоборот, будут со­четаться с ними.

    Идеализм обосновывает нравственность божественными, сверхъестественными причинами.
Сверхъестественное обоснование нравственности имеет бо­гатую традицию в истории этики. На первых этапах своего развития этика была настолько тесно связана с религией, что можно говорить об их неразрывности. Представители иде­ализма воспринимали Бога и мир как нечто, существующее независимо от человеческого сознания. Они утверждали, что нравственные законы, данные Богом, существуют вечно, неза­висимо от развития человеческого общества.

Поделись материалом