Экзамен сдан

Политический режим -  есть совокупность определенных структур - власти,  которые функционируют  в  рамках  политической  системы  общества   и   преследуют  цель  ее  стабилизации,  опираясь  на социальные интересы и используя специфические методы.

Политический режим  недостаточно  связывать  лишь  с  формой правления. Он способствует организации макросоциальных процессов. В  этом  смысле  режим близок по содержанию политической системе, отражает ее динамичный аспект.  Любой режим в своей  деятельности стремится  опираться на сложившуюся систему экономических интересов и культурных ценностей,  а его действия непременно отзываются внутри этой системы,  укрепляя или ослабляя имеющиеся в ней связи и отношения.

Политический режим обеспечивает не только динамизм, но и определенную стабилизацию политической системы,  приводя ее элементы,  структурные  характеристики  в упорядоченное взаимодействие, обеспечивая их слаженность и координацию.  И эта задача  решается им успешно лишь в случае, если политико-правовые механизмы создаются с  учетом  устройства  и  особенностей  развития  социальных структур.  Проблема заключается не только в том, чтобы предписать обществу ту или иную “формулу легитимности” (например, президентскую или парламентскую модель), но и в том, чтобы выявить имеющиеся для ее “трансплантации” социально-экономические  предпосылки. Любой  режим в этом смысле может быть рассмотрен как некий способ разрешения (или  артикуляции)  конфликта между обществом и правительством.

Политический режим представляет собой совокупность  властных структур,  позволяющих  правящему классу осуществлять возложенные на него полномочия.  В одних случаях могут существовать  институт многопартийности  и  развитые структуры гражданского общества,  в других - политические решения принимаются и реализуются режимом в опоре  на  принципиально иные структуры и механизмы,  без всякого согласования с общественными интересами.

Любой режим в своей деятельности обращается к тем или  иным методам  достижения  целей.  Режимы могут существенно отличаться друг  от  друга,   в   зависимости   от   того,   какие   методы (насильственные   или   ненасильственные)   используются  ими  в достижении поставленных целей.  Важно не смешивать  между  собой методы  осуществления  власти  и  собственно властные структуры. Свидетельством того,  что  это не одно и то же служит,  например, богатый опыт функционирования  авторитарных  режимов.  Обладающие нередко  сходными  репрессивными структурами политической власти, авторитарные режимы далеко не всегда  обращаются  к  фронтальному насилию в достижении поставленных целей. В тех случаях, когда более эффективным способом оказывается использование методов  убеждения,  а не принуждения, репрессивный по своей природе режим может вопреки ожиданиям оказаться способным проявить несвойственную ему гибкость и склонность к компромиссам.

Выделяют несколько основных типов политических режи­мов: демократический, авторитарный тоталитарный, военно-диктаторский. Принципиально они различаются между собой той или иной степенью жесткости методов осуществления госу­дарством своих властных функций, уровнем насилия государст­ва и объемом контроля с его стороны за жизнью и деятельно­стью членов общества.

Демократический режим характеризуется либеральными методами управления обществом со стороны   государства,   соблюдением   общепри­знанных прав и свобод человека, политическим плюрализмом.

Решающими аргументами являются методы убеждения, а не принуждения. Методы воздействия ограничены законом и нахо­дятся под демократическим контролем со стороны общества. Признаки демократического режима: народ — источник власти; выборность органов власти и ее регулярная сменяемость; кон­курентная многопартийная система; легальная политическая оппозиция; реальная свобода слова; стремление к созданию гражданского общества и правового государства.

Авторитарный режим (авторитаризм) осно­ван на сосредоточении политической власти в одних руках, методах управления обществом путем принужде­ния, репрессий, неприкрытого ограничения прав и свобод лич­ности. Признаки авторитарного режима: неограниченная власть в руках одного лица; фиктивная многопартийная система, от­сутствие реальной оппозиции.

При авторитаризме роль государственных институтов власти, в первую очередь представительных (парламента), и обществен­ных образований резко снижается. Связь между обществом и государством слабеет. Происходит все большее отчуждение вла­сти от общества.

Тоталитарный режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, их жесткой регламентацией и преимуществен­но репрессивными методами управления и принуждения. При­знаки тоталитаризма: жесткая регламентация всех сторон жизни общества (как правило, на основе какой-либо идеологии); то­тальный (полный) контроль властей за всеми сферами жизни общества и деятельностью его членов; репрессивная система правосудия; однопартийная система или неконкурентная мно­гопартийная системы; подавление инакомыслия.

Военно-диктаторский режим характеризуется захватом  и удержанием  власти в обществе военными под предлогом наведения поряд­ка, а также военно-полицейскими методами управления обще­ством, ограничением прав и свобод личности. Основные при­знаки этого режима: сосредоточенность власти в руках военных; значительная ограниченность демократических прав и свобод; произвольное нарушение властью конституционно провозгла­шенных прав и свобод под предлогом наведения и сохранения порядка в стране.

Поделись материалом