Экзамен сдан

В зависимости от признака, положенного в основу классификации  (социальный,  идео­логический, организационный и т.д.), выделяют различные ви­ды партий.

Социальный признак какие социальные слои (страты) представляет данная партия. При этом может быть четко выра­женная ориентация на определенный соци­альный слой (класс). Встречаются также межклассовые и смешанные партии, пред­ставляющие более широкие слои различных социальных общностей. В результате возни­кают партии: буржуазные (в том числе, мел­ко- и среднебуржуазные), крестьянские, ра­бочие, служащих и др. Как правило, поли­тические партии декларируют свои особые интересы как благоприятные для всего об­щества и его различных слоев.

Идейный (идеологический) признак — кон­сервативные,   либеральные,    социалистиче­ские,   коммунистические,   националистические, (религиозные) и другие партии.

Организационная структура — классификация французского социолога Мориса Дюверже:

(1)  кадровые партии — характеризуются отсутствием фикси­рованного членства, значительной внутрипартийной сво­бодой. Местные комитеты, состоящие из активистов, не стремятся  к расширению собственных рядов.   Их дея­тельность направлена  главным  образом  на выяснение мнений и ожиданий избирателей, подбор кандидатов во власть. Как правило, активность таких партий ограниче­на периодом предвыборной борьбы;

(2)  массовые партии имеют жесткое фиксированное членст­во, уплату членских взносов. Они проводят постоянную организационную и идеологическую работу. Им свойственна строгая партийная дисциплина. Фракции таких партий в парламентах весьма зависимы от решений выс­ших партийных органов. Организационная основа мас­совых партий -  первичные организации (ячейки). Во многом внутренняя организация и работа таких партий отражает их понимание необходимости устройства жизни общества.

Ориентация и методы достижения целей - «левые» и «пра­вые» партии. Согласно классической терминологии, левые пар­тии, как правило, исповедуют социалистические, коммунисти­ческие ценности социального равенства и часто предлагают ра­дикально-революционные методы их достижения. Правые пар­тии в основном ориентируются на консервативные буржуазные ценности, неприкосновенность частной собственности, ста­бильность политической системы, признание естественного не­равенства членов общества, отрицание идеалов социального ра­венства и революционных методов переустройства общества.

Между этими двумя полюсами политических сил находится весьма обширный и разнородный по своему составу так назы­ваемый политический центр. Как правило, это умеренные поли­тические силы, не стремящиеся к резким изменениям в общест­ве, предпочитающие реформаторские, эволюционные пути раз­вития в целях постепенного улучшения благосостояния общест­ва и его членов. Компромисс, сотрудничество, попытка макси­мального учета различных общественных интересов — стержень их повседневной политики.

Отношение к существующему режиму — партии правящие и оппозиционные:

(1) правящими считаются партии, которые победили на вы­борах и сформировали правительство. Правящая партия (или партийная коалиция нескольких партий, объеди­нившихся в единый блок) проводит собственный поли­тический курс через «своего» президента, премьер-министра и членов правительства.

Как правило, это возможно только в условиях парламентской республики, в то время как президентской республикой может руководить президент, представляющий в парламенте партию меньшинства. И в этом случае даже победа на выборах не обес­печивает ведущей политической партии статуса правящей (так, например, успех ЛДПР в 1993 г. или КПРФ в 1995 г. на выборах в Государственную Думу РФ не дал им возможности сформиро­вать «свое» правительство России в условиях президентской рес­публики). Поэтому главный признак правящей партии - воз­можность самостоятельного формирования правительства;

(2) оппозиционными партиями считаются те, которые ли­шены реальной возможности влиять на формирование правительства и находятся в очевидной оппозиции к по­литике действующего правительства, критикуя его. Их сверхзадача — завоевание власти на следующих выборах и смена существующего правительства. Для этого ими активно используются критика существующего прави­тельства за его ошибки, предпринимается попытка жест­кого контроля за действиями властей, предложения об­ществу альтернативных проектов развития страны.

С ростом дифференциации, неоднородности   общества, как правило, пропорционально    увеличивается    и количество   существующих   партии, отражающих интересы определенных социальных общностей. Совокупность существующих в обществе политических партий и их взаимосвязь объединяют понятием «партийная система». Традиционно выделяют три разновидности партийных систем: монопартийную, двухпартийную и многопартийную.

При монопартийной системе власть в обществе контролирует одна партия (КПСС — в СССР, КПК — в Китае). Как правило, такая система характерна для тоталитарного общества. Преиму­щества однопартийности - в концентрации сил и средств об­щества на решении конкретных экономических и социальных задач. Однако такая «экономия» очень часто нивелируется и пе­рекрывается негативными моментами, например невозможно­стью предложить и реализовать альтернативные пути развития. «Любая монополия ведет к загниванию» - этот классический тезис в полной мере относится к политической сфере жизни об­щества. Монополия и застой в политической и как следствие — в экономической и социальной сферах, бюрократизация управле­ния неизбежно приводят к ухудшению важнейших социальных и экономических показателей. Об этом красноречиво свидетель­ствует опыт ряда социалистических стран и других однопартий­ных режимов. Двухпартийная система характерна в основном для стран, в которых существует устойчивая однородная социальная и куль­турная среда с традиционными ценностями, поддерживаемыми большинством членов данного общества. В этом случае лишь две ведущие партии (даже при формальном наличии других) составляют реальные конкурирующие политические структуры. Они различаются в основном подходами к решению практиче­ски одних и тех же задач (республиканцы и демократы - в США, лейбористы и консерваторы — в Великобритании).

В За­падной Европе двухпартийная система часто представлена, с одной стороны, партиями либерального курса (минимальное вмешательство государства в дела общества, стабильность за­данных условий, саморазвитие рынка), а с другой — сторонни­ками социал-демократического развития (высокая социальная защищенность членов общества, усиление влияния государства на экономику в виде увеличения налогового давления в первую очередь на большой капитал). Такие политические качели (пар­тии последовательно сменяют друг друга у власти) позволяют достаточно эффективно сочетать как развитие экономики, так и интересы различных слоев населения.

Многопартийная система предполагает реальную борьбу за власть более чем двух партий. В конечном счете раздроблен­ность политических сил приводит партии со сходной политиче­ской ориентацией к необходимости поиска компромисса и объ­единения для создания межпартийной коалиции на выборах или в парламенте в целях завоевания большинства и возможности формирования коалиционного кабинета министров. Недостатки данной системы частые правительственные кризисы при обычном расхождении интересов внутри правительственной коалиции или при невозможности ее создания.

Несмотря на объективно благоприятные правовые и полити­ческие условия для формирования в стране политических пар­тий (экономический кризис, идеологическая, социальная, на­циональная неоднородность общества), говорить о наличии в России сформировавшейся устойчивой многопартийной систе­мы можно лишь с большой долей условности.

Возникновению в обществе политических партий традици­онно предшествует желание конкретных социальных групп и слоев выразить свои интересы и претензии к власти через опре­деленные организационные формы. В результате этого и возни­кают политические партии и движения. Особенности же рос­сийской действительности заключаются в том, что в России от­сутствуют устойчивые демократические традиции. Российский народ в своем большинстве не видит пока в конкретных поли­тических партиях реальных выразителей своих интересов. Не случайно, что новые партии возникали, заявляли о себе и в большинстве случаев очень скоро распадались.

Процесс развития «партизации» политической системы про­исходит в России не снизу, как в большинстве стран с устойчи­вой демократией, а сверху. Узкая группа единомышленников или один потенциальный лидер сами ищут себе сторонников, финансовую поддержку и лишь затем создают политическую партию. В результате большинство партий известно исключи­тельно благодаря их лидерам. Абсолютное большинство возникших подобным образом партий не выходит из стадии карликовых, насчитывающих в своих рядах от нескольких человек до (в лучшем случае) не­скольких сотен членов.

Неизбежный в исторической перспективе процесс объеди­нения карликовых партий до последнего времени проходил в России достаточно вяло и не приводил к выявлению хотя бы нескольких доминирующих в политической системе партий. Пока в России не происходит заметной кристаллизации четких политических интересов и ориентиров, кроме, пожалуй, тради­ционного общего недовольства правящим режимом части насе­ления. Поэтому делегирование и представительство своих инте­ресов через партии не представляет для большинства населения России сколько-нибудь значимой цели.

Экономические трудности, невысокий уровень жизни, кор­румпированность власти, влияние на власть олигархии — пита­тельная среда для озлобленности и недоверия населения к вла­стным и партийным структурам. При устойчивости и длитель­ности указанных выше процессов весьма вероятно сползание власти к авторитарной системе правления, приходу «сильной личности». При этом неизбежным станет если не формальное, то фактическое ущемление прав оппозиционных партий. Лишь при постепенной стабилизации ситуации в экономике, в соци­альной сфере, развитии и численном увеличении среднего клас­са возможны иные, более благоприятные варианты развития в России многопартийности.

В Федеральном законе «О политических партиях» № 95-ФЗ (2001 г.) признаются политическое многообразие, многопартий­ность. Государство гарантирует равенство политических партий перед законом и обеспечивает соблюдение прав и законных ин­тересов политических партий. В нем предусматриваются жест­кие условия для официального существования и регистрации политических партий (наличие количества членов — не менее 10 тыс.). Стимулом к развитию многопартийности в обществе будет служить государственная финансовая поддержка партий, прошедших в парламент. В этом случае речь может вестись о создании в ближайшей перспективе нескольких относительно крупных партий и многопартийной системы западно-евро­пейского типа.

Поделись материалом