Экзамен сдан

Родоначальником теории правового государства считается английский философ Джон Локк, изложивший свою концепцию в «Двух трактатах о правлении» (1690).

Сущность правового государства заключается в первенстве права над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловном подчинении власти, граждан и всех общественных субъектов действующему праву.

Признаки правового государства:

(1)  государство самоограничивает себя законом, прежде все­го конституцией, через которую не может переступить никто, в том числе и само государство;

(2)  равенство всех перед законом;

(3)  ответственность государства перед каждым гражданином и гражданина перед государством. Человеку полностью гарантируются права и свободы, защита от любого про­извола власти. В то же время государственная власть за­щищает общество от покушений на него любого гражда­нина или иного социального субъекта;

(4)  государство располагает стабильной конституцией и сис­темой законодательства.

Стабильность законодательства — важное условие осуществления права, формирования уважения к закону со стороны граждан. Если законодательство подвергается постоянным и, что еще хуже, непрогнозируемым изменениям, то к нему падает уважение как самих властных структур, так и граждан.

Фундаментальные (базовые) правовые положения (напри­мер, по вопросам государственного устройства, собственности) должны быть устойчивыми, незыблемыми. Только в этом случае появляется доверие к закону, к власти, привлекательной прежде всего своей предсказуемостью и стабильностью. В устойчивом в правовом отношении обществе, где уважают закон, как прави­ло, не происходит бегства капиталов за границу, «утечки моз­гов», начинается эра стабильности, а значит, и процветания об­щества;

(5)  обязательное верховенство конституции и законов над всеми другими правовыми актами, а тем более над разо­выми распоряжениями и указаниями властей;

(6)  наличие эффективной системы правоохранительных ор­ганов (суд, прокуратура, следствие, арбитраж, конститу­ционный суд и др.), подчиняющихся только закону, от­лаженного механизма, способного обеспечить выполне­ние и защиту права;

(7)  наличие   гражданского   общества,   развитого   правового сознания граждан и должностных лиц, их уважения к за­кону, признания его верховенства со стороны общества.

Однако выполнение этих перечисленных, столь высоких требований не может сегодня в полной мере обеспечить ни од но государство мира. Поэтому о правовом государстве можно говорить лишь как о некоем идеале, к достижению которого следует стремиться.

Процесс формирования правового государства, особенно достижения приоритета права над властью, шел очень долго и болезненно. Традиции попрания закона в первую очередь самой властью очень давние («Прав тот, у кого больше прав», «Закон, что дышло, куда повернул — туда и вышло»). Истоки правового нигилизма, неуважения к закону, коренятся в суверенитете и силе самой власти, а также объясняются тем, что право (зако­ны) создаются этой самой властью. Проблема самоограничения власти долго выглядела противоестественной. Потребовались столетия, постепенное формирование устойчивого правосозна­ния и убежденности граждан в необходимости верховенства за­кона как важной меры стабильности и процветания, общества. Разработка конституционных документов (в первую очередь конституций), введение конституционного правления, призна­ние верховного статуса принятых законов постепенно проложи­ли путь к созданию и укреплению правового государства.

Какие же существуют пути достижения пра­вового государства?

Совершенствование существующего зако­нодательства путем модификации, кодификации, систематиза­ции. Эта проблема особенно актуальна для стран, меняющих господствующую идеологию, переходящих из одной системы социальных координат в другую, например для России.

Преж­нее советское законодательство во многом было построено на юридическом закреплении командно-административных мето­дов руководства обществом. Кроме того, имелось множество несоответствий одних нормативно-правовых актов другим. Зна­чительное количество правительственных и ведомственных ак­тов по своему духу и букве не соответствуют действующим за­конам, противоречат им, а иногда и просто корректируют их в своих ведомственных интересах.

Работа по совершенствованию законодательства не может осуществляться одномоментно. Меняющаяся действительность делает необходимым постоянное совершенствование действую­щего законодательства путем создания широкого круга новых законодательных актов, обеспечивающих правовые основы ры­ночного гражданского общества.

Немаловажное значение для формирования устойчивого стремления граждан к соблюдению законов имеет также их ле­гитимность, признание со стороны всего общества. Неприятие обществом отдельных законов и правовых норм, при всей их внешней необходимости и полезности, приводит к отторжению их гражданами, невыполнению и в конечном счете сводит на нет попытки создания правового государства.

Строгое выполнение существующего законодательства, созда­ние эффективного механизма его соблюдения. Необходимо доби­ваться неотвратимости наступления ответственности любого общественного субъекта за нарушение им законодательства. Го­сударство должно постоянно повышать эффективность работы правоохранительных органов, а для этого — укреплять их авто­ритет, обеспечивать их подчинение только закону.

Существенную роль в создании правового государства играет независимость судей, на что, в частности, направлена правовая норма об их несменяемости. Многим странам (и Россия здесь не исключение) в этом вопросе до идеала далеко.

Формирование устойчивого правового сознания граждан и должностных лиц, всего общества. Мало создать разумные зако­ны, четко сформулировать и прописать различные права и обя­занности. В обществе должны быть сформированы устойчивое отношение и привычка к правовой дисциплине, к пониманию необходимости соблюдения закона как гаранта и основы благо­получия членов общества.

Граждане цивилизованной страны должны знать свои права и обязанности, действующее правовое поле, за рамки которого нельзя выходить. У них должно войти в привычку соблюдение действующего законодательства. О степени уважения к закону говорит соблюдение гражданами и властями самых элементар­ных правовых норм (например, соблюдение гражданами правил дорожного движения).

Начиная с раннего детского возраста необходимы постоянно действующий в государственном масштабе юридический все­обуч, формирование уважения к закону в общественном мне­нии. Благодаря электронным средствам массовой информации проблема формирования устойчивого уважения к закону у граж­дан и должностных лиц вполне решаема. Однако, как показыва­ет практика, процесс формирования правового государства ис­торически очень длителен. 

Поделись материалом