Экзамен сдан

Марксизм - сложившееся к середине XIX века философское, экономическое и социально-политическое учение К.Маркса и Ф.Энгельса, направленное на выражение и защиту интересов рабочего класса.

Обусловленное начальным, наиболее резким этапом борьбы рабочего класса и буржуазии, это учение особое внимание уделяло революционным методам перехода от капитализма к социализму, обоснованию диктатуры пролетариата, разработке стратегии и тактики революционного рабочего движения. Не говоря уже о внутренних противоречиях теоретического метода Маркса, в значительной мере предопределивших мало реалистическое и достаточно поверхностное видение исторического процесса, на всем протяжении идейной эволюции данной доктрины ее приверженцам - особенно “марксистам-ленинистам” как наиболее односторонним интерпретаторам и догматическим последователям этих идей - так и не удалось выйти за рамки философии насилия. Слабым местом этой идеологии, как показал исторический опыт, оказались: одностороннее преувеличение значения экономических факторов общественной жизни в ущерб социально-политическим и социокультурным; абсолютизация роли одного - рабочего класса и недооценка других; чрезмерный акцент на насильственных формах социально-политических преобразований; нетерпимость к инакомыслию. Все это, а также серьезное искажение сути учения Маркса в дальнейшем, под прикрытием внешне марксистских лозунгов, создание и длительное развитие под флагом марксизма-ленинизма тоталитарных режимов во многих странах, потерпевших затем крушение (в бывшем СССР и странах Восточной Европы), привели сегодня к резкому сужению его влияния в современном мире.

В отличие от марксизма, социал-демократическая идеология исходила и исходит из приоритета постепенной эволюции общества в направлении строя социальной справедливости и равенства граждан независимо от их общественного положения, сохранении при этом социального и межгосударственного мира. Представления о постепенном реформировании буржуазного общества, необходимости отказа от классовой борьбы неразрывно связывались в этой доктрине с пониманием первостепенной значимости народной власти, с усилением социальной защищенности трудящихся.

Социал-демократии присуща сильная акцентация этических стимулов политического развития, отрицание социальных преимуществ граждан при толковании их прав и свобод. Основную теоретическую платформу этой идеологии составляют категории справедливости, свободы и солидарности.

Проповедуемая социал-демократами концепция “социального партнерства”, заменившая, а отчасти и усовершенствовавшая идею классового противоборства, показала себя в условиях стабильного развития западных стран как более предпочтительная, чем марксизм, программа политического движения.

Способность социал-демократии учесть современные реалии, преодолеть узость былого классового подхода, позволили ей серьезно расширить свою социальную базу и усилить свое влияние. Сейчас в мире более 80 партий социал-демократической ориентации, десятки из которых являются либо правящими, либо входят в коалиционные правительства. В то же время неосу­ществленность некоторых идей (концепций “демократического социализма”, “государства всеобщего благоденствия”), неубедительность интерпретаций социальной роли среднего класса, решения проблемы социальных последствий технологического рывка в развитых индустриальных странах и т.п., несколько подорвали влияние данного идеологического течения. Сказалось и крушение тоталитарных режимов в конце 80-х годов, рассматривавшееся общественным мнением как поражение родственной ей идеологии. 

Поделись материалом