Экзамен сдан

Общественное мнение - это состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, фактам, событиям действительности.

Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы и настроение классов и социальных групп общества.

 

Субъект общественного мнения – общности разного уровня – от населения государства до   отдельных поселенческих общностей.  Субъект имеет внутреннюю структуру: 

 По направленности (полярности) мнения.

 По социально-демографическим параметрам.

 По уровням.

 По территориально - пространственному уровню.

      Объект общественного мнения – какое-либо событие, явление, процесс, социальный факт.

 

Общественное сознание – система духовных  (рационально-логических, эмоциональных, иррациональных и т.п.) способов отношения людей к миру и к себе, возникающая в процессе жизнедеятельности различных типов и видов социальных общностей и «обслуживающая» эту жизнедеятельность. 

Уровни срезов общественного сознания:

Обыденный – продукт повседневного социального опыта, эмпирического освоения  и осмысления действительности (политическое, моральное сознание, правосознание).

Теоретический – специфическая форма отражения действительности, связанная с производством научных идей и теорий (философия, наука, искусство).

 

 

Вне зависимости от характера субъекта, мнение может существовать  в форме: 

оценочного суждения, 

побудительного мотива, готовности, установки, 

некоего промежуточного состояния между социальной оценкой и социальным действием,

способно перейти и в форму социального действия. 

 

Виды общественного мнения.

Общественное мнение способно существовать 1) как в выраженном (явном, актуализированном) виде,   2) так и неявной, латентной форме. 

По направленности (полярности) отношения субъекта к объекту общественное мнение бывает  позитивным, негативным, нейтральным или  отсутствует вообще.

По содержанию – рациональное, эмоциональное, волевое общественное мнение.

Этапы формирования общественного мнения:

1 этап – зарождение,

2 этап - непосредственное формирование общественного мнения,

3 этап - функционирование общественного мнения,

4 этап - спад общественного мнения,

5 этап - отмирание общественного мнения.

Свойства общественного мнения: масштабность, определенность, полярность, интенсивность, устойчивость, скорость формирования, функциональная направленность, действенность, зрелость.

Функции общественного мнения: оценочная, познавательная, адаптирующая, функция культуронаследования,  целеполагающая, консультативная, управленческая.

Поделись материалом