Экзамен сдан

Для успешной организации коммерческой деятельности необходимо знать, на каком типе рынка функционирует торговое предприятие, так как от этого зависят способы ведения коммерческой работы и методы продвижения товара.

Товарные рынки разнообразны. Классифицируются они по нескольким признакам. 

По территориальному признаку выделяют: внутренний - сфера товарного обмена, ограниченная государственными границами, в том числе: местный (локальный) — охватывает территориальную единицу (город, область, край) и учитывает особенности региона (колхозный, кооперативный), региональный (внутри страны) — Северного Кавказа или по группе стран — стран Восточной Азии; национальный (на территории государства, где действует национальная денежная единица и законы этого государства) — в отличие от внутреннего включает в себя экспортно-импортные операции, т.е. внутриторговые и внешнеторговые операции; мировой рынок (все мировое экономическое пространство), т.е. совокупность национальных рынков, включая внутреннюю торговлю. 

По организационной структуре выделяют: внешний рынок, в том числе: открытый — обычная коммерческая деятельность, где число независимых продавцов и покупателей неограниченно. Для них характерно заключение сделок, так как коммерческие отношения создают неустойчивость отношений между ними, закрытый — это товарный рынок, где взаимодействуют продавцы и покупатели. Их связывают различные виды некоммерческих отношений: юридические, административные, система долевого участия и финансового контроля, специальные торгово-экономические, валютно-кредитные, военно-политические и другие договоры, не носящие коммерческого характера, преференциальный — включает сделки по долгосрочным контрактам, а также торговлю со слаборазвитыми странами по специальным соглашениям, предусматривающим льготы; внутренний рынок, в том числе: оптовый, розничный. Немаловажным признаком классификации является характер рыночной власти (степень конкуренции). 

Различают рынки: чистой (свободной) конкуренции - особенность в том, что имеется большое количество небольших фирм продавцов, которые предлагают однородную продукцию. Их настолько много, что ни продажа, ни покупка не могут существенно повлиять на цену при продаже. Коммерческая деятельность на таком рынке более инициативна и результативна. Это яркий пример свободного рынка; монополистический - это такие условия, когда фирма располагает уникальным продуктом и является единственным его продавцом. Поскольку аналогов продукции нет (газ, электроэнергия), фирма устанавливает самые высокие цены (газ, тепло, естественные монополии). олигополистический - ограниченное количество производителей, но они производят как одинаковый, так и разнообразный товар — автомобили.

Особенностью этого рынка является то, что при установлении цены на свою продукцию отмечается взаимная зависимость фирм. 

По товарно-отраслевому признаку: рынок машин и оборудования (рынок машиностроения, приборостроения, транспорта); рынок минерального сырья и топлива (угля, нефти, природного газа, урановой руды, сельскохозяйственных удобрений); рынок сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров. 

По срокам использования товара: рынки товаров долгосрочного пользования (оборудование, машины, бытовые приборы, радио); рынки товаров краткосрочного пользования (большая часть товаров, поэтому нужна их замена при пользовании); рынки товаров одноразового пользования (пластиковая посуда одноразового пользования, одежда для хирургов, бинты, вата). 

По сфере общественного производства: рынок товаров материального производства (сырье, продовольствие, машины и оборудование); рынок товаров духовного производства (интеллектуальная продукция — ноу-хау, книги, произведения искусства, достижения науки). 

 По степени регулируемости: регулируемый рынок, когда государство определяет условия, объем, цену и другие параметры сделок купли-продажи товаров. нерегулируемый рынок — когда цена и условия купли-продажи при сделке регулируются не государством, а законами рынка, т.е. спросом, предложением и стоимостью товара или услуг. Задача государства заключается в том, чтобы обеспечить равные условия, стабильность рынка и ограничить монополию на рынке; рынки смешанной экономики, когда ряд секторов экономики регулируется государством, а некоторые сектора — не регулируются (рынки Западной Европы).

Поделись материалом