Экзамен сдан

Функции центральных банков отличаются большим разнообразием, что связано с его двойственной сущностью.

С одной стороны, они выступает системообразующим элементом банковской системы, представляют и защищают в стране ее интересы; с другой стороны, центральный банк является одним из участников национальной экономической политики, на финансовом рынке он выполняет функцию агента государства, отстаивая его интересы и цели развития. Данный статус, как уже отмечалось, проявляется в использовании эмиссионным банком и рыночных, и административных инструментов в процессе выполнения своих функций. Если центральный банк преобразовать в классический государственный орган либо в обычную коммерческую организацию, то возможности государства воздействовать на направления, скорость и мощность денежных потоков в стране уменьшатся.

В экономической литературе и на практике обычно выделяют несколько основных функций центрального банка. В их числе:

- функция эмиссионного банка. Это монопольный вид деятельности данного органа власти. Центральный банк обеспечивает выпуск безналичных и наличных денег;

- функция фирменного банка государства, который кредитует государство (не во всех странах), поддерживает ресурсами его экономические программы, выступает финансовым агентом и экономическим советником;

- функция банка банков, то есть расчетного центра для других банков и кредитора последней инстанции;

- функция органа надзора за кредитными учреждениями, валютными и кредитными рынками, в целом за кредитной системой, обеспечивающего должный уровень ее надежности и устойчивости;

- функция органа валютного регулирования, хранения и учета национальных золотовалютных резервов.

Центральный банк представляет государство в международных организациях по вопросам денежно-кредитной политики, валютного регулирования и иным вопросам, находящимся в его компетенции. Для выполнения своих функций центральный банк может открывать представительства в других государствах.

Коммерческие операции центральных банков законодательно ограничены и подчиняются целям и задачам государственной денежно-кредитной политики; они не должны подрывать конкуренцию в сфере кредитных отношений. Как правило, центральный банк не имеет права заниматься торговой и промышленной деятельностью, операциями с недвижимостью, приобретать доли (акции) хозяйствующих субъектов.

С наступлением XX в. начался процесс создания международных банковских организаций. В результате межправительственного соглашения в январе 1930 г. был создан Банк международных расчетов (БМР). Его основателями стали шесть центральных банков и одно финансовое учреждение США. Среди его главных целей - содействие сотрудничеству центральных банков. В настоящее время более 40 центральных банков являются акционерами БМР с правом представительства и голосования на общих собраниях акционеров. Совет директоров БМР состоит из управляющих центральными банками.

Характерен пример деятельности Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ). Эта система состоит из Европейского центрального банка (ЕЦБ), руководящие органы которого управляют ею, и 12 национальных центральных банков государств - членов Европейского союза (табл. 17.2). Европейский центральный банк создан в 1999 г., он подотчетен Евро-парламенту. Основная цель ЕСЦБ и ЕЦБ - поддержание устойчивости покупательной способности денежной единицы. Подчиненная цель - поддержка экономической политики Евросоюза. Во исполнение этих целей ЕЦБ проводятся:

- разработка и реализация денежно-кредитной политики Евросоюза;

- поддержка работы платежной системы;

- надзор за деятельностью финансово-кредитных институтов;

- мероприятия, обеспечивающие стабильность финансовой системы;

- операции с иностранной валютой;

- управление иностранными активами стран - участниц Евросоюза.

Операции ЕСЦБ в основном тождественны операциям классических центральных банков. Рефинансирование осуществляется децентрализованно через национальные центральные банки. Уставом ЕЦБ определены взаимоотношения центральных банков и правительств. В нем закреплено правило, налагающее запрет на получение ЕЦБ каких-либо инструкций от органов Содружества или национальных правительств, а последние обязуются не нарушать принцип независимости ЕЦБ. Устав ЕЦБ обязывает государства в согласованные сроки вносить изменения в национальные правовые системы в целях приведения их в соответствие с уставом ЕЦБ.

Центральные банки Российской Федерации, Республики Беларусь, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана, в рамках Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества создали в 2001 г. консультативно-совещательный орган с правом принятия решений рекомендательного характера по вопросам, относящимся к компетенции центральных банков, - Совет руководителей центральных банков государств - участников Договора. Его задачей является координация действий центральных банков на национальных валютно-финансовых рынках, развитие платежно-расчетных отношений и др.

Для современного этапа развития центральных банков государств характерны:

- интеграция национальных центральных банков в рамках развития региональных валютных систем (наиболее ярко этот процесс проявляется в Европейской системе центральных банков);

- увеличение внимания центральных банков к вопросам защиты вкладов и сбережений всех потребителей банковских услуг, проблемам развития реального сектора экономики;

 

- публичность, открытость центральных банков перед законодательными органами, их ежегодные отчеты о своей деятельности, публикация сведений в открытой печати, в Интернете - для широкого круга пользователей.

Поделись материалом