Экзамен сдан

Наблюдение представляет собой одну из процедур банкротства, которая применяется к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Наблюдение вводится с момента вынесения отдельного определения по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя. Если же дело о банкротстве возбуждается по заявлению должника, то наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления к производству, о чем указывается в определении о принятии заявления. Определение о введении наблюдения выносится в случае, если суд установит, что требования заявителя не удовлетворены на дату судебного заседания, превышают установленную законом минимальную сумму, не исполнены в течение более чем трех месяцев, а меры взыскания задолженности в принудительном порядке в течение не менее 30 дней оказались безрезультатными.

Цели наблюдения:

1)   обеспечение сохранности оставшегося имущества должника за счет ограничения прав руководства должника по распоряжению имуществом и заключению сделок, которые могут ухудшить финансовое состояние должника;

2)   проведение анализа финансового состояния должника, при котором необходимо выяснить, какое имущество должника имеется в наличии, достаточно ли его на покрытие судебных расходов и выплаты вознаграждения арбитражному управляющему, в чем причина возникшей неплатежеспособности, имеются ли признаки умышленного или фиктивного банкротства, существует ли возможность восстановления платежеспособности;

3)   составление реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов.

Срок наблюдения установлен в течение семи месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Со дня введения наблюдения кредиторы уже не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке, все действия в отношении должника от имени кредиторов осуществляются собранием кредиторов и комитетом кредиторов. Однако неденежные требования кредиторов предъявляются в суд общей юрисдикции, арбитражный суд или третейский суд в соответствие с установленной для этих дел подсудностью и подведомственностью в общем порядке, без учета возбужденного дела о банкротстве. С момента введения наблюдения приостанавливается взыскание с должника по исполнительным документам, за исключением выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплаты вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда. Также запрещается удовлетворение требований учредителей (участников) должника о выплатах или выделе имущества в натуральной форме в связи с их выходом из состава учредителей (участников) данной организации. Запрещается и выплата дивидендов и иных платежей по ценным бумагам.

Закон о банкротстве устанавливает ограничение на проведение зачета однородных обязательств, в соответствие с которым при проведении зачета не должна нарушаться очередность, установленная для расчетов с кредиторами. Однако это ограничение можно соблюсти только в том случае если у должника имеется один-два кредитора. При большем количестве кредиторов данное ограничение фактически означает запрет на проведение зачета.

Судебные разбирательства о взыскании с должника денежных средств и иного имущества могут быть приостановлены по ходатайству кредитора. В этом случае истец по такого рода делу должен дождаться окончания рассмотрения дела о признании должника банкротом или предъявить свои требования к должнику в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.

Определение о введении наблюдения направляется арбитражным судом в обслуживающие должника кредитные организации, в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, его филиалов и представительств, а также в уполномоченные органы.

Арбитражный суд назначает временного управляющего, который должен обеспечить достижение целей наблюдения. Он анализирует ситуацию, устанавливает кредиторов, созывает их на первое собрание, представляет арбитражному суду отчет о проделанной работе. Однако назначение временного управляющего не означает автоматического отстранения руководителя должника. Руководитель продолжает свою деятельность, но уже под контролем временного управляющего, согласуя с ним следующие виды сделок:

1)   сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;

2)   сделки, связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Временный управляющий может обратиться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего другие сделки должника.

Во время наблюдения органам управления должника запрещается проводить реорганизацию или ликвидацию организации, создавать другие юридические лица или участвовать в них, создавать филиалы и представительства, выплачивать дивиденды (распределять прибыль между учредителями), размещать облигации и другие ценные бумаги (кроме акций), приобретать у акционеров ранее размещенные акции, участвовать в объединениях юридических лиц, заключать договора простого товарищества, учредителям запрещен выход из состава учредителей.

Руководитель должника должен проинформировать о введении наблюдения работников, учредителей и собственника имущества должника-унитарного предприятия. Органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему любую информацию, касающуюся деятельности должника. Если же руководитель должника препятствует временному управляющему выполнять его функции, то арбитражный суд может отстранить руководителя от исполнения его обязанностей. Однако временный управляющий не может исполнять обязанности руководителя, для этой цели назначается другое лицо.

После своего назначения временный управляющий направляет для опубликования сообщение о введении наблюдения (в трехдневный срок), а также должен затребовать у руководителя должника перечень имеющихся кредиторов и дополнительно к публикации проинформировать их о возбуждении дела о банкротстве.

Кредиторы могут в течение месяца с даты опубликования информационного сообщения предъявить свои требования. Пропуск данного срока лишает кредитора права принять участие в работе первого собрания кредиторов. Свои требования кредиторы направляют одновременно в арбитражный суд, должнику и временному управляющему. Возражения по заявленным требованиям могут направить должник, временный управляющий, кредиторы, предъявившие требования к должнику, представитель учредителей должника или представителем собственника имущества должника-унитарного предприятия.

Определение об установлении размера и очередности требований кредитора вступает в силу немедленно, но может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение 10 дней с даты его вынесения. Установить размер требований кредиторов необходимо до первого собрания кредиторов, так как количество голосов, принадлежащих каждому кредитору, определяется пропорционально размеру принадлежащего ему права требования к должнику. Если суд не успевает разрешить все споры, то он может предложить временному управляющему перенести первое собрание.

Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее 10 дней до даты проведения заседания арбитражного суда. Основной вопрос для обсуждения – дальнейшая юридическая судьба должника. Если первое собрание кредиторов не примет решения о применении к должнику одной из процедур банкротства, арбитражный суд должен отложить рассмотрение дела и обязать кредиторов принять соответствующее решение. При отсутствии для этого времени или при непринятии решения кредиторами суд уполномочен принять решение самостоятельно.

На основе анализа финансового состояния должника временный управляющий готовит предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.

На первом собрании кредиторов также решаются вопросы об образовании и полномочиях комитета кредиторов, избрании его членов, о требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего, выборе реестродержателя и определении саморегулируемой организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управляющих для следующей процедуры банкротства (если дело не прекращается). Протокол первого собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых остается у временного управляющего, а второй представляется в арбитражный суд вместе с отчетом о деятельности управляющего, сведениями о финансовом состоянии должника и предложением о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

На основании решения первого собрания кредиторов арбитражный суд рассматривает дело о банкротстве по существу и принимает решение о введении финансового оздоровления, внешнего управления, признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства или об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу о банкротстве.

Если первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур банкротства и у арбитражного суда отсутствует возможность отложить рассмотрение дела, то арбитражный суд выбирает один из следующих вариантов:

1)   вводит финансовое оздоровление, если имеется соответствующее ходатайство и предоставлено обеспечение исполнения обязательств должника в соответствие с графиком погашения задолженности;

2)   вводит финансовое оздоровление, если нет оснований вводить финансовое оздоровление, но есть основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена;

3)   принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, если имеются признаки банкротства и нет оснований вводить финансовое оздоровление или внешнее управление.

С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания должника банкротом или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление представляет собой процедуру, направленную на восстановление платежеспособности должника и погашение его задолженности в соответствие с утвержденным графиком. Данная процедура может быть введена только сразу после завершения наблюдения при рассмотрении дела о банкротстве по существу. Для финансового оздоровления ключевым является определение источников финансирования и срока, в течение которого предполагается восстановление платежеспособности должника. На основании этих данных составляется график погашения задолженности. Для исключения сбоев в осуществлении расчетов и обеспечения соблюдения интересов кредиторов допускается предоставление обеспечения в виде залога, банковской гарантии, государственной или муниципальной гарантии, поручительства и иных способов, не противоречащих Закону о банкротстве. Учредители должника или орган, уполномоченный собственником имущества должника-унитарного предприятия могут обратиться с соответствующей просьбой к первому собранию кредиторов или в суд при рассмотрении дела по существу. В первом случае обеспечение желательно, во втором – необходимо.

Если возникает конкуренция между решением первого собрания кредиторов и ходатайством о введении финансового оздоровления, то выбор делается в пользу последнего при условии предоставления в качестве обеспечения банковской гарантии. Если ходатайство о введении финансового оздоровления подается в суд не от имени первого собрания кредиторов, сумма обеспечения должна превышать размер обязательств должника по реестру кредиторов на дату судебного заседания не менее чем на 20%. График погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении данной процедуры и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала расчетов. Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на срок на более двух лет. Срок финансового оздоровления, график погашения задолженности и, в случае предоставления обеспечения, сведения о лицах, его предоставивших, размере и способах обеспечения указываются в определении о введении финансового оздоровления. Для проведения процедуры финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего.

Финансовое оздоровление проводится на основании плана финансового оздоровления, содержащего информацию о способах получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов. План готовится учредителями должника, собственником имущества должника-унитарного предприятия и утверждается собранием кредиторов. Если процедура финансового оздоровления введена арбитражным судом без соответствующего решения собрания кредиторов, план финансового оздоровления может не составляться. График погашения задолженности с даты его утверждения арбитражным судом является односторонним обязательством должника погасить задолженность перед кредиторами в установленные графиком сроки. При этом должно предусматриваться погашение всех требований, подлежащих удовлетворению, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления. В случае неисполнения должником графика погашения задолженности в течение более чем пяти дней административный управляющий обязан обратиться к лицам, предоставившим обеспечение, с требованием об исполнении обязательств в соответствие с графиком погашения задолженности. В этот график могут вноситься изменения, в том числе касающиеся сроков расчета с кредиторами.

Правовые последствия, связанные с введением процедуру финансового оздоровления, аналогичны тем, которые наступают с введением наблюдения. Есть две дополнительные формы последствий введения финансового оздоровления:

1)   отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, в том числе введенные по инициативе временного управляющего в ходе наблюдения;

2)   не начисляются неустойки и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления (вместо неустоек по таким обязательствам начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату введения финансового оздоровления).

Во время финансового оздоровления органы управления должника продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями. Собрание кредиторов, административный управляющий или предоставившие обеспечение лица в случае ненадлежащего исполнения руководителем должника плана финансового оздоровления или совершения действий, нарушающих права кредиторов и предоставивших обеспечение лиц, могут обратиться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности.

В ходе финансового оздоровления должник должен получить согласие собрания или комитета кредиторов на совершение сделки или нескольких взаимосвязанных сделок с заинтересованным в отношении должника лицом, а также сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника, и сделок, влекущих выдачу займов, выдачу поручительств и гарантий, учреждение доверительного управления имуществом должника. С административным управляющим должник должен согласовывать сделки, которые влекут увеличение кредиторской задолженности более чем на 5% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, или связаны с приобретением, отчуждением, возможностью отчуждения имущества должника (за исключением реализации имущества в ходе хозяйственной деятельности), или влекут получение займов, уступку прав требования, перевод долга. Административный управляющий может требовать у руководителя должника информацию о текущей деятельности должника и обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника. Административный управляющий должен контролировать своевременное исполнение должником требований кредиторов, выполнение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, своевременность и полноту перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов.

Максимально жесткий режим согласования вводится, если после введения финансового оздоровления размер денежных обязательств должника превысит 20% от общей суммы требований кредиторов по реестру. В этом случае все сделки, связанные с возникновением новых обязательств должника, будут заключаться только с согласия собрания (комитета) кредиторов.

Должник и лица, предоставившие обеспечение, могут досрочно удовлетворять требования кредиторов, предусмотренные графиком погашения задолженности. В этом случае должник предоставляет отчет о досрочном окончании финансового оздоровления. Напротив, если в ходе финансового оздоровления будет выявлено неоднократное или существенное (более чем на 15 дней) нарушение сроков удовлетворения требований кредиторов либо в суд не будет своевременно представлено соглашение об обеспечении обязательств должника в соответствие с графиком погашения задолженности, процедура финансового оздоровления досрочно прекращается, происходит переход к внешнему управлению или конкурсному производству.

До истечения срока финансового оздоровления должник должен предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. Если в ходе финансового оздоровления требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, удовлетворены должником, то административный управляющий составляет заключение о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности и представляет его в арбитражный суд. Если же требования кредиторов не удовлетворены на дату рассмотрения отчета должника или данный отчет не представлен, административный управляющий созывает собрание кредиторов, которое может принять решение обратиться в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

По итогам финансового оздоровления арбитражный суд может принять один из следующих судебных актов:

1)   определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

2)   определение о введении внешнего управления, если есть непогашенная задолженность, но существует возможность восстановления платежеспособности должника;

3)   решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, если есть непогашенная задолженность и нет возможности восстановления платежеспособности.

 Признание должника банкротом не прекращает обязательств лиц, предоставивших обеспечение.

Поделись материалом