Экзамен сдан

Кризис организации – крайнее обострение отношений внутри организации или отношений организации с внешней средой. Кризис может наступить на любой стадии деятельности организации.

Наиболее тяжелым кризисом организации является банкротство. Однако до банкротства организация проходит несколько стадий: временная неплатежеспособность, длительная неплатежеспособность, хроническая неплатежеспособность.

 

Распространено сравнение развития организации с жизнью человека. Это сравнение представлено в табл. 1.

Таблица 1. Сравнение развития организации с жизнью человека

Этапы развития организации

Этапы жизни человека

Регистрация

Рождение

Рост

Взросление

Создание дочерних фирм

Рождение детей

Появление признаков неплатежеспособности

Возникновение болезней

Диагностика, выбор мероприятий по восстановлению платежеспособности

Диагностика, назначение лечения

Восстановление платежеспособности с помощью выбранных мероприятий

Выздоравливание с помощью лечения

Возникновение хронической неплатежеспособности

Обострение болезни, неэффективность лечения

Закрытие нерентабельных отделов

Хирургическое вмешательство

Ликвидация

Смерть

 

Выделяют следующие виды кризисов организации:

1.    Технологический (производственный). Возникает в том случае, если устаревшее оборудование или технология не позволяет выпускать продукцию надлежащего качества либо ведет к росту издержек.

2.    Социальный (социально-управленческий). Возникает в результате конфликтов между работниками, их группами, работниками и администрацией. Большое количество конфликтов приводит к падению эффективности управления, а также к уменьшению производительности труда.

3.    Финансовый. Возникает в результате нерационального использования имеющихся финансовых активов.

4.    Организационный. Возникает в результате несовершенства как структуры аппарата управления, так и структуры самой организации.

5.    Информационный. Возникает в том случае, если информация, получаемая организацией, недостоверно или неполно характеризует положение дел в самой организации или за ее пределами.

6.    Кризис взаимодействия между собственниками организации или между собственниками организации и властью. Возникает из-за противоречий в интересах, может значительно уменьшить эффективность работы организации.

В реальности, перечисленные выше кризисы часто тесно связаны друг с другом, могут вызывать и усиливать друг друга. Например, руководство организации может получать неполную информацию о технологиях, применяемых в отрасли, возникает информационный кризис. Нехватка информации о технологиях замедляет обновление производственной базы предприятия, возникает технологический кризис. Работники, осведомленные о положении на других предприятиях отрасли, высказывают недовольство, возникает социальный кризис. Руководство организации, осознав необходимость принятия экстренных мер по модернизации производства, принимает необдуманное решение о закупке нового оборудования, которое впоследствии оказывается неподходящим для данного предприятия. Однако большие суммы денег уже потрачены, возникает финансовый кризис.

При благоприятном исходе кризисная ситуация в организации развивается в следующей последовательности:

1.    Спад. Ухудшение показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации.

2.    Депрессия. Приспособление организации к функционированию в неблагоприятных условиях.

3.    Оживление. Восстановление показателей до предкризисного уровня.

4.    Рост. Положительная динамика показателей, переход организации на новый уровень развития.

Для благоприятного исхода кризисных ситуаций необходимо наличие резервов для их успешного преодоления. Однако даже значительные резервы окажутся бесполезными без эффективной системы управления, которая позволит осуществлять деятельность организации в условиях кризиса.

Важная роль в деле разрешения кризисов организаций принадлежит государству. Государственное антикризисное управление осуществляется в следующих направлениях:

1)   совершенствование законодательства о несостоятельности предприятий;

2)   поддержка неплатежеспособных предприятий, работающих в инновационных или в производящих социально значимые товары отраслях;

3)   недопущение наступления кризиса неплатежей;

4)   совершенствование деятельности арбитражных судов и арбитражных управляющих.

В России государственное антикризисное регулирование осуществляется Федеральной службой по финансовому оздоровлению (ФСФО). На данную службу возложены следующие основные функции:

1)   анализ состояния неплатежеспособных организаций и подготовка рекомендаций по устранению неплатежеспособности;

2)   определение критериев оценки платежеспособности организаций;

3)   учет неплатежеспособных организаций;

4)   выступление в качестве представителя собственника государственного предприятия;

5)   участие в проведении процедур банкротства организаций;

6)   анализ деятельности арбитражных управляющих и рассмотрение жалоб на их действия.

Поделись материалом