Экзамен сдан

Методом многокритериального сравнения альтернатив является и графический количественно-качественный метод «паутина».

Этот метод удобен в тех случаях, когда невозможно осуществить продолжительную совместную работу, привлечь опытных консультантов. Технология использования метода коллективного блокнота включает девять операций:

1. Определяются сравниваемые варианты. И не должно быть больше пяти на одной диаграмме.

2. Наносятся две окружности (одна в другой). Для ориентации предпочтительно отметить зоны «хорошо», «плохо».

3. Выявляются критерии оценки вариантов. Их может быть от 5 до 12.

4. Наносятся на окружностях столько радиусов (сектора окружности должны быть равными), сколько выбрано критериев.

5. Закрепляется каждый радиус за определенным критерием. Критерии могут быть как количественные, так и качественные.

6. Наносится на каждый радиус своя шкала для измерения значений критериев.

7. Делаются на радиусах различные пометки, соответствующие оценкам сравниваемых вариантов.

8. Объединяются одинаковые пометки, соответствующие оценкам критериев по каждому варианту решения.

9. Критерием предпочтения вариантов является площадь, отведенная альтернативе. Лучшим будет вариант с большей площадью, если внешняя окружность имеет пометку «хорошо», или с меньшей площадью – в противном случае.

Метод коллективного блокнота обеспечивает выдвижение независимых идей членами коллектива с последующей оценкой предложений. С этой целью каждый член коллектива получает блокнот, в котором в общих чертах излагается существо анализируемого вопроса, приводятся необходимые вспомогательные и справочные материалы.

В течение заранее установленного времени каждый субъект анализа записывает в свой блокнот результаты анализа и предложения, а в заключение дает оценку своих идей, выделяя лучшие. По истечении времени участники работ сдают блокноты координатору для подготовки на основе содержащихся в них материалов обобщающей записки. Оценка групповых аналитических альтернатив осуществляется любым из рассмотренных ранее методов оценки.

Поделись материалом