Экзамен сдан

Универсальным приемом экономического анализа служит сравнение , при котором изучаемое явление сопоставляется с изученными ранее, чтобы определить их общие черты и различия.

Сравнение проводится по однотипным группам предприятий с сопоставимыми условиями производства. Оно является начальной стадией экономического анализа. Затем устанавливаются причины выявленных отклонений по анализируемым показателям, которым дается объективная оценка.

Различают временно-е, динамическое,

структурное, пространственное, базисное и рейтинговое сравнение, оперирующее абсолютными, относительными и средними числами.

Временной метод дает возможность сравнения одноименных показателей за определенный период времени.

Динамическое сравнение позволяет сравнивать показатели текущего и нескольких предшествующих временны́х периодов. С его помощью определяют тренд – основную тенденцию изменения показателя, очищенную от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов.

Структурный метод позволяет определить состав и соотношение разноименных показателей в некоторой системе в определенный момент времени.

Пространственное сравнение предполагает сопоставление одноименных показателей структурных подразделений предприятия или ряда организаций.

Базисный метод связан с сопоставлением фактических сведений с показателями, принятыми за базу (нормативными, плановыми, прогнозными, стандартными, проектными, среднеотраслевыми, среднерегиональными и др.). Выбор базы сопоставления при использовании метода сравнения зависит от цели исследования и наличия информации.

Рейтинговый метод позволяет сопоставить показатели эффективности, популярности, значимости предмета анализа с данными других аналогичных объектов.

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость изучаемых показателей, предполагающая:

• единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;

• единство периодов времени, за которые производится сравнение;

• • сопоставимость условий производства;

• сопоставимость методики исчисления показателей.

Поделись материалом