Экзамен сдан

Особое место в методах экономического анализа занимает метод функционально-стоимостного анализа (ФСА). Его чаще всего связывают с инженерным анализом – анализом научно-исследовательских и конструкторских разработок.

Основные положения ФСА:

1. Всегда направлен на гармонизацию интересов потребителя и производителя. Поэтому в условиях рыночной экономики и расширяющихся границ маркетингового анализа роль ФСА как метода анализа возрастает.

2. Ориентируется на динамику объекта анализа и непосредственно связан с перспективным предшествующим анализом и ориентирован на жизненный цикл организации, процесса, изделия.

3. Направлен не на простую экономию затрат, а на их соизмерение с эффектом, который они обеспечивают. Например, выявляет, насколько дополнительные затраты позволяют обеспечить улучшение качества продукции и покрываются ростом цен на продукцию (работы, услуги) нового качества, как увеличение затрат на рекламу сказывается на росте объема продаж и т. п. Именно таким образом определяется оценка оправданности любых изменений – соотношением эффекта и затрат.

4. Предлагает разделение функций любого изделия, процесса, затрат на основные, дополнительные и ненужные (которые иногда могут быть даже вредными). Поскольку в любом случае для реализации работы или создания качеств необходимы определенные затраты, то выявление ненужных (или неоправданных для конкретной ситуации) затрат означает выявление потерь. Затраты на дополнительные функции оправданы, если

у определенной категории объектов есть на него реальный спрос (излишняя надежность, срок службы и др.). Основные функции являются базовыми, их оценка ведется по принципу «эффект – затраты».

5. Превентивность ФСА и его приоритет перед другими видами анализа связаны с тем, что он позволяет обосновать главные направления («ведущее звено») анализа и места их проведения (подразделения предприятия).

Поделись материалом