Экзамен сдан

Важным показателем деятельности предприятий является качество продукции (работ, услуг). Его повышение обеспечивает экономию трудовых и материальных ресурсов и в то же время позволяет более полно удовлетворять потребности покупателей.

Высокий уровень качества продукции выгодно выделяет ее из ряда аналогичных товаров (услуг), способствует повышению спроса на нее. Это дает основание для повышения цены и соответственно для  увеличения выручки не только за счет роста объема продаж. В этом случае экономисты говорят, что происходит дифференциация продукта и спрос на него становится менее эластичным.

Качество продукции — это понятие, которое характеризует свойства продукции удовлетворять определенные потребности потребителя. 

Эти свойства могут быть: параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающими показателями, которые характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения, являются следующие:

а)удельный вес сертифицированной продукции в общем выпуске;

б)удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

в)удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в развитые капиталистические страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

•полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

•надежность (долговечность, безотказность в работе);

•технологичность, характеризующая эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

•эстетические и эргономические качества выпускаемой продукции.

Косвенные показатели, характеризующие качество продукции — это штрафы за некачественную продукцию и стоимость возвращенной продукции (аннулирование заказов на работы, услуги), удельный вес рекламаций, потери от брака и др.

На первом этапе анализа требуется изучить динамику названных выше показателей, сравнить их значения с запланированными, определить причины отклонений и дать приблизительную оценку качества продукции.

Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продук¬ции чаще всего используются балльные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в том, что сначала определяют средневзвешенный балл качества продукции, который является обобщенным показателем качества. Затем путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству. Чаще всего в качестве планового показателя качества принимается усредненный балл качества по аналогичной продукции, производимой предприятиями-конкурентами.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или, кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.

Поделись материалом