Экзамен сдан

Предприятие- самостоятельный хозяйствующий субъект, который на основе использования закрепленного за ним имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы или оказывает услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие как субъект предпринимательской деятельности и объект управления является юридическим лицом и должно отвечать всем признакам юридического лица:

- наличие своего имущества, которое принадлежит ему на основе собственности или на правах хозяйственного или оперативного управления,

 -организационное единство,

-имущественная ответственность,

-самостоятельность каждого предприятия самостоятельно распоряжаться своей прибылью после уплаты налогов,

- право от своего имени заключать хозяйственные договора (быть истцом, ответчиком в суде, иметь самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный счет в банке).

В экономическом обороте предприятия часто называются фирмой. В фирму может входить 1 или несколько предприятий по типу горизонтальной и вертикальной интеграции, а также комбинирование и диверсификации.

С точки зрения макроэкономики народного хозяйства предприятие:

-является основой для увеличения ВВП, ВНП, НД, т.е.источника фондонакопления,

--предприятия создают условия для простого и расширенного производства материальных благ (для потребления),

-предприятия создают условия для существования самого государства и выполнения своих функций, т.к. большая часть доходов государственного бюджета образуется за счет налогов с предприятия,

-создают условия для обеспечения обороноспособности страны, увеличение материального блага всего населения, развития медицины, образования, культуры.

-решает проблемы занятости населения, проблемы охраны окружающей среды.

Особенности функционирования предприятия в условиях рыночной экономики.

Вся история развития человеческого общества показывает, что наиболее эффективно предприятие функционирует в условиях рынка, когда им предоставлена полная экономическая свобода, когда развивается здоровая конкуренция, свобода ценообразования и другие черты.

Административная командная экономика не создает необходимых условий для эффективной работы предприятия по многим причинам:

-отсутствие конкурентов, экономической свободы (чрезмерное вмешательство государства в деятельность предприятий).

-неразвитость малого бизнеса.

В условиях плановой экономики (административно-командной) экономики основная цель предприятий- выпуск продукции в соответствии с планом. Предприятию выделялись необходимые ресурсы и поставщики этих ресурсов. Предприятию указывались потребители продукции, т.е. заранее знали какими ресурсами они будут располагать, от кого получат, кому будут продавать продукцию и по каким ценам. Таким образом, они работали по схеме:

Ресурсы-Производство- Сбыт.

Таким образом, основой деятельности предприятия были ресурсы, которыми государство обеспечивало каждое предприятие на год. Главной задачей руководителей предприятий было выбить эти ресурсы у государства.

В условиях плановой экономики предприятия не были сильно заинтересованы в выпуске высококачественной продукции. Продукция любого качества легко сбывалась. Предприятия не были заинтересованы в себестоимости продукции, т.к. товары сбывались по ценам, возмещающим любые издержки. Поэтому над предприятиями никогда не висела угроза банкротства. Главным критерием оценки деятельности предприятий была не прибыль, а выполнение плана по выпуску продукции. От % выполнения плана зависела оценка деятельности руководителя, премии.

С переходом российских предприятий на рынок ситуация в корне изменилась. Предприятия работают по схеме:

Сбыт-Производство- Ресурсы.

Основой деятельности предприятий являются спрос покупателей, возможность сбыть свою продукцию, а для этого начинать надо с изучения конъюнктуры рынка, состояния конкуренции.

В условиях российской экономики предприятия свободно, самостоятельно должны ориентироваться на спрос потребителей. Т.е. каждое предприятие из производящего субъекта (что характерно для плановой экономики) становится хозяйствующим субъектом (все средства производства принадлежат ему). Деятельность предприятий направлена на производство для себя и ради себя.

Схема функционирования предприятия в условиях плановой и рыночной экономики.

 

Плановая эк-ка

Рын эк-ка

производство П

Гос. план

Свободный выбор производс деят-ти

Финансир-е кап вложений

Гос бюджетное финансир-е

Собствен источники, прибыль, кредиты

приобретение ср-в пр-ва

лимитированное

Свободн выбор продавцов, ср-в пр-ва на рынке

оплата труда

Гос.расценки, тарифы, разряды

В зависимости от конечных рез-тов труда

цены

Гос. ценообразование

Свободные или договорные цены

сбыт П

Гос. прикрепление к потребителям

Свободный выбор потребителей на рынке

прибыль

Изымается у высокорентабельных и направляется убыточным

Остается в распоряжении п/п (после уплаты налогов).

Распад СССР привел к разрушению экономических и политических связей. Переход к рынку сопровождался высокими темпами инфляции (гиперинфляции), в результате чего инфляция очень неблагоприятно отразилась на жизни населения. Господство монополий, при старой системе- очень узкая предметная специализация. Причиной низкой эффективности продукции- низкое качество, высокие издержки, т.е. низкая конкурентоспособность.

Неразвитость рыночной инфраструктуры, обслуживающей рынки(слабо развита посреднеческая деятельность, налоговая система). Государство не создало надлежащих экономических, политических, правовых условий для перехода в рыночную экономику. Слабая антимонопольная политика. Все это привело к ухудшению состояния предприятий, затяжному экономическому кризису, резкому спаду производства, снижению уровня жизни большей части населения страны.

В настоящее время многие предприятия адаптировались к рынку, получают прибыль, рынок постепенно насыщается товарами. Многие считают, что главная цель предприятий в условиях рынка- максимизация прибыли, но этого недостаточно, надо получить ее в определенных объемах, прибыли должно хватить на уплату налогов, на расширение воспроизводства, увеличение зарплаты.

Высшей целью деятельности предприятий- превышение результатов над затратами и соблюдение принципа экономности. Цели предприятия могут меняться в зависимости от условий. 

Поделись материалом