Экзамен сдан

Выступать от имени государства при разработке текста договора, подписании договора и т.п. может лишь лицо, наделенное для этого необходимыми полномочиями.

Полномочия — это документ, исходящий от компетентного государственного органа, посредством которого одно или несколько лиц назначаются представлять данное государство в целях ведения переговоров, принятия договора или установления его аутентичности, выражения согласия на обязательность договора или совершения иного акта, относящегося к договору. Порядок выдачи полномочий определяется внутренним правом и практикой государства. В одних странах этот порядок довольно либерален, в других - строго централизован. В США, например, этот порядок детально регламентируется нормативными актами госдепартамента, в частности, до аутентификации текст договора подлежит обязательному представлению в госдепартамент для одобрения, за исключением случаев, когда иное специально не разрешено без полномочий считаются представляющими свое государство главы государств, главы правительств, министры иностранных дел (по всем актам, относящимся к заключению договора); главы дипломатических представительств (для принятия текста договора между их государством и государством, при котором они аккредитованы); представители государств на международных конференциях или в международных организациях (для принятия текста договора на конференции или в организации).

На конференциях, сессиях международных организаций обычно создается комитет по проверке полномочий. При этом представители государств сдают свои полномочия главному административному лицу организации (генеральному секретарю, генеральному директору и т. п. ). Доклад комитета по проверке полномочий обычно стоит одним из первых пунктов в повестке дня, и конференция принимает или отвергает полномочия тех или иных участников. При заключении двусторонних договоров стороны обмениваются своими полномочиями, если договор многосторонний — сдают их в оргкомитет конференции либо в соответствующий орган международной организации. Если правительство решает назначить нескольких уполномоченных, оно может либо наделить полномочиями каждого из них, либо перечислить фамилии их всех в едином документе, который уполномочивает их совместно.

Если для подписания того или иного документа ратификация не требуется, обычно считается, что главы дипломатических представительств, при условии, что они возглавляют делегацию, имеют право на подписание, так как они уже имеют полномочия, но это только в случае, если в самом международном соглашении не предусматривается, что требуется особое свидетельство о полномочиях. Кроме того, в этом отношении бывают различные варианты в зависимости от времени и места, и в работах но дипломатии приводится много разнообразных примеров.

Если в полномочиях и в тексте данного договора отсутствует пункт, предусматривающий ратификацию или какое-либо другое одобрение, что случается редко, подпись уполномоченного может окончательно связать обязательствами его государство. Однако если оговорка о ратификации имеется в одном из упомянутых документов, подпись уполномоченного обычно рассматривается, в сущности, как поставленная на основе ad referendum.

Может случиться так, что ко времени подписания договора уполномоченные еще не получили полномочия. В таком случае обычно считается, что они могут быть заменены нотой дипломатического представительства соответствующей страны или телеграммой министерства иностранных дел с указанием, что необходимые документы находятся в стадии подготовки и будут препровождены в ближайшем будущем.

Во всех дипломатических работах указывается на противоречие,  присущее  традиционному термину «полномочия». С одной стороны, глава государства наделяет своего представителя на переговорах всеми полномочиями на участие в переговорах от имени данного государства и официально дает обещание выполнять то, что подписал его уполномоченный; однако в следующем же предложении он четко резервирует за собой право на ратификацию. Это очевидное противоречие должно быть решено путем выработки какой-нибудь новой формулы.

Полномочия бывают двух типов:


1. Линейные полномочия - это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному. Линейные полномочия предоставляют руководителю узаконенную власть воздействия на подчиненных. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организацией.

2. Штабные полномочия- это полномочия, основанные на выполнении определенной функции.

Из содержащегося в Венских конвенциях определения полномочий видно, что они могут быть разного уровня - от полномочий лишь на принятие текста до полномочий на окончательное принятие договора. Закон о международных договорах РФ содержит следующее определение полномочий, соответствующее Венским конвенциям: "Полномочия" означают документ, который исходит от компетентного органа Российской Федерации и посредством которого одно лицо или несколько лиц назначаются представлять Российскую Федерацию в целях: ведения переговоров; принятия текста договора или установления его аутентичности; выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее договора; совершения любого другого акта, относящегося к договору" (п. д ст. 2). Нормативными актами государства и его практикой определяется и форма полномочий*(1153). Закон о международных договорах РФ регламентирует и порядок выдачи полномочий на ведение переговоров и подписание договоров (ст. 13). Относящиеся к этому положения соответствуют описанному порядку принятия решений о проведении переговоров и подписании договоров. В отношении договоров, заключаемых от имени РФ, полномочия выдаются Президентом, а если договор посвящен вопросам, относящимся к ведению Правительства, - то Правительством. Полномочия от имени Президента и Правительства оформляются Министерством иностранных дел. В отношении межправительственных договоров полномочия предоставляются Правительством, в отношении договоров межведомственного характера - руководителем соответствующего ведомства.

В России полномочия выдаются Министерством иностранных дел. Они оформляются на специальном бланке, как правило, в следующей форме: "Министерство иностранных дел Российской Федерации настоящим удостоверяет, что Президент Российской Федерации уполномочил...." Далее указываются фамилия, имя, отчество уполномоченного лица, его должность, а также действия, которые оно уполномочено совершить. Такая же форма используется и при выдаче полномочий от имени Правительства. Полномочия подписываются министром иностранных дел или его заместителем, а также директором правового департамента. Скрепляются полномочия печатью МИД*(1154). Явное нарушение уполномоченным предоставленных ему полномочий может служить для представляемого государства основанием для непризнания его действий. В случае если лицо совершает в отношении договора действия, не имея соответствующих полномочий или явно выходя за их пределы, то его действия не будут иметь юридического значения. Придать им такое значение может лишь последующее подтверждение соответствующим государством.

Поделись материалом